Главная » Обучение детей

Анатомо физиологические особенности детей раннего возраста

Анатомо физиологические особенности детей

Величина кожной поверхности по отношению к его весу больше, чем у взрослого. Ограниченное потоотделение и несовершенство сосудистых реакций кожи лимитируют у ребенка теплорегулирующие функции. Как орган выделения кожа ребенка функционирует интенсивнее, чем у взрослого.
Характерны тонкий эпителиальный покров, слабое развитие рогового слоя, значительное развитие капиллярной сети.
Потовые железы развиты слабо, сальные хорошо функционируют с момента рождения. Незначительные нарушения целости кожного покрова могут служить входными воротами инфекции.
Подкожный жировой слой у маленьких детей хорошо развит. В течение первых 6 месяцев его толщина увеличивается в определенной последовательности: сначала на лице, конечностях, затем на туловище и животе. Исчезновение жира при нарушении питания происходит в обратном порядке.

Мышечная система ребенка

На долю мышечной ткани у новорожденных приходится не более 25% веса тела, у взрослых — более 40%. Тонус сгибателей у ребенка грудного возраста преобладает над тонусом разгибателей. Развитие мышц происходит в определенной последовательности: сначала развиваются мышцы шеи и туловища, затем мышцы конечностей.

Костная система ребенка

Скелет плода на ранних этапах внутриутробного периода состоит целиком из хрящевой ткани. Вследствие низкого содержания солей кости ребенка легко искривляются и деформируются под влиянием избыточного давления. Рост костей, образование новых ядер окостенения наиболее энергично происходят в первые 2 года жизни и в основном заканчиваются к 12-летнему возрасту. Вертикальный размер черепа у новорожденного составляет 1/4 общей длины скелета, у взрослого — 1/8. К моменту рождения остаются незакрытыми большой и малый роднички. Окончательное закрытие большого родничка происходит на 10—15-м месяце жизни.
Позвоночник у новорожденных отличается отсутствием физиологических изгибов, которые появляются по мере развития моторных и статических функций. Ребра расположены почти под прямыми углами к позвоночнику. Форма таза у мальчиков и девочек одинакова до периода полового созревания. Зубы появляются в возрасте 6—8 месяцев. Постоянные зубы прорезываются между 5-м и 7-м годом.

Органы дыхания ребенка

Нижний носовой ход у новорожденных отсутствует и формируется к 4 годам. Евстахиева труба, соединяющая носоглотку со средним ухом, относительно короткая и широкая. Придаточные пазухи недоразвиты. Гайморова и лобная пазухи развиваются на 2-м году. Глоточное лимфатическое кольцо при рождении развито слабо. Миндалины достигают наибольшего развития к 4—10 годам и к 14—15 годам подвергаются обратному развитию. Слизистая оболочка дыхательных путей богата кровеносными сосудами. Легкие ребенка менее воздушны и бедны эластической тканью. Эти факторы предрасполагают к развитию острых ателектазов легких, связанных с респираторными вирусными и микробными инфекциями. Глубина дыхания у детей раннего возраста значительно ниже, чем у взрослых, поэтому частота дыхания ускорена.

Органы кровообращения ребенка

Вес сердца новорожденного составляет 0,89% его веса тела (у взрослого 0,48—0,52%). К концу 1-го года жизни вес сердца удваивается. После 2 лет масса сердца увеличивается незначительно, но в период полового созревания рост сердца становится снова очень энергичным. Толщина стенок обоих желудочков сердца при рождении одинакова. Диаметр артерий и капилляров в отношении к поперечнику вен у детей раннего возраста более широкий, чем у взрослых.
Величина максимального артериального давления ориентировочно устанавливается по формуле В. И. Молчанова (80 + удвоенное число лет). Минимальное давление составляет 2/3—1/2 максимального.

Органы пищеварения ребенка

Полость рта у грудного ребенка очень мала. Относительно массивный и короткий язык обеспечивает акт сосания. Слюнные железы при рождении функционируют недостаточно. Слюноотделение резко увеличивается к 4—5 месяцам жизни. Пищевод относительно длиннее, чем у взрослых, вход в желудок широкий, Расстояние между альвеолярным отростком и кардией желудка у новорожденного равно 10—12 см, у ребенка 1 года — 17—20 см, 2 лет — 25 см, 4 лет — 30 см. Секреция желудочного сока на первом году жизни ограничена.
Ферментные системы поджелудочной железы к моменту рождения не достигают зрелости, особенно у недоношенных. В значительной мере это относится к ферментам, расщепляющим поли- и дисахариды. Недостаток липазы компенсируется наличием этого фермента в грудном молоке.

Печень детей

Относительные размеры печени почти в 2 раза превышают величину печени взрослых. Дезинтоксикационная функция печени и особенно образование парных соединений токсических продуктов с глюкуроновой кислотой не развиты в первые недели жизни и легко повреждаются у ребенка раннего возраста. Проницаемость печеночных клеток для различных веществ у маленького ребенка повышена, о чем свидетельствует легкость возникновения желтухи при накоплении билирубина, циркуляция в крови таких печеночных ферментов, которые не обнаруживаются у старших детей и взрослых. В связи с усиленным обменом белка и преобладанием анаболических процессов в грудном возрасте имеет место относительная недостаточность протеинообразовательной функции печени, выражающаяся гипопротеинемией. Печень новорожденного и маленького ребенка образует меньше эфиров липоидных субстанций (в частности, эфиров холестерина), чем печень взрослых. Экскреция бромсульфалеина у детей раннего возраста замедлена.

Органы мочевыделения детей

Почки у новорожденных расположены ниже, а их относительный вес почти в 2 раза больше, чем у взрослого. Особенностью их макроскопического строения является дольчатая структура. Величина клубочковой почечной фильтрации составляет у детей первых месяцев жизни 1/8—1/3 соответствующего показателя у взрослых и колеблется в пределах 15—45 мл/мин. В раннем возрасте способность почек ребенка концентрировать мочу снижена (физиологический несахарный диабет), удельный вес мочи 1003—1005 (у детей 2—5 лет в среднем 1009—1015). На протяжении первых 6 месяцев жизни почки ребенка не реабсорбируют в достаточной степени аминокислоты. Суточная экскреция аминоазота достигает 10 мг/кг веса, тогда как у более старших детей величины, превышающие 2 мг/кг, должны рассматриваться как явление патологическое. Величина внепочечного выделения воды у детей раннего возраста относительно велика и достигает 75% принятой жидкости. Мочеиспускание учащено: у грудного ребенка 12—15 раз в сутки.

Органы чувств детей

Зрение вследствие короткой оси глазного яблока характеризуется гиперметропией (дальнозоркостью). В первые недели жизни движения глазных яблок не координированы, на 4—6-й неделе жизни ребенок начинает фиксировать взгляд на предметах.
В первые недели жизни ребенок не слышит, так как барабанная полость наполнена слизистой жидкостью. Через несколько недель ребенок реагирует на громкие звуки.
Органы вкуса и осязания функционируют с самых первых дней, хотя они не так тонко развиты, как в последующие периоды жизни.

Особенности крови детей

В первые дни жизни отмечается кейтрофилез, на 5-й день происходит первый перекрест — количество нейтрофилов сравнивается с числом лимфоцитов. Для грудного возраста характерен лимфоцитоз. Второй перекрест наступает в возрасте 5—7 лет. К 14—15 годам белая кровь ребенка по своему клеточному составу приближается к крови взрослых.
Содержание гемоглобина при рождении достигает 130—140%, причем 71—95% его составляет фетальный гемоглобин, который заменяется гемоглобином взрослого к 3 месяцам.
Содержание эритроцитов у новорожденных может составлять 5 000 000— 6 000 000. В дальнейшем количество эритроцитов и гемоглобина несколько снижается.

Анатомо-физиологические особенности детей

Детский организм находится в стадии развития. Практически все его системы: дыхательная, сердечно-сосудистая, нервная, скелетно-мышечная, эндокринная и др. – пребывают в стадии неуклонного роста. В отличие от взрослого человека, малыш, ребенок, подросток имеет совершенно иные показатели, которые отличаются друг от друга с течением времени. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей необходимо учитывать при диагностике патологических состояний и заболеваний.

Отличия в строении и функционировании организма человека в период роста и созревания предопределяют разницу подходов в диагностике и лечении. Поэтому в медицине существует отдельная наука – педиатрия, которая подразделяется на несколько дисциплин:

  • Неонатология – занимается лечением новорожденных;
  • Медицина подросткового возраста – изучает период созревания человеческого организма.

Учитывая анатомо-физиологические особенности детей, практически все медицинские дисциплины имеют отдельную специализацию, как то детская хирургия, отоларингология, стоматология, неврология и так далее.

Наиболее наглядно просматриваются анатомо-физиологические особенности детей в фармакологии. Медицинские препараты, подходящие для лечения взрослых, не всегда полезны детям, поэтому они запрещены к применению в педиатрии в определенных возрастных периодах.

Анатомо-физиологические особенности развития детей

После рождения рост и вес ребенка увеличиваются почти в геометрической прогрессии. Так, на втором году жизни каждый месяц прибавляется по одному сантиметру и 200-250 г. К третьему году жизни увеличивается двигательная активность, которая требует большую часть энергии. В это время происходит созревание и формирование внутренних органов. Со стороны опорно-двигательного аппарата анатомо-физиологические особенности развития детей заключаются в достаточно быстром окостенении хрящевых тканей. В первую очередь окостенению подвергается надкостница, поэтому переломы у детей совершаются по типу «веточки», когда сломанная кость «висит» на целой надкостнице. Перелом у ребенка срастается гораздо быстрее, чем у взрослого. Рост скелета у человека продолжается до 21 года.

Анатомо-физиологические особенности детей в подростковом возрасте обуславливают такие состояния, которые хотя и не являются нормой, но не вызывают серьезных опасений за здоровье ребенка. В последнее время, в связи с акселерацией, скелет растет гораздо быстрее, чем несколько десятилетий назад. Учащаются случаи внезапных обморочных состояний у подростков, особенно мужского пола. Объяснением подобных случаев служат анатомо-физиологические особенности детей нынешнего времени. Когда происходит рост костной ткани – физиологическое возрастное вытяжение – сосуды «не успевают» прорастать в таком количестве, чтобы обеспечить кислородом и питанием мышечную ткань. Поскольку расход питательных веществ резко увеличивается, приток кислорода к головному мозгу сокращается, особенно в вертикальном положении тела. В результате ребенок падает в обморок. Если нечто подобное происходит у взрослого, это свидетельствует о серьёзной патологии.

Важную роль у ребенка в развитии тех или иных состояний имеют кожные покровы, площадь которых по отношению к внутренним органам намного больше, чем у взрослого человека. И тут анатомо-физиологические особенности детей порождают в большинстве случаев необоснованные страхи за здоровье ребенка. Дело в том, что подкожная клетчатка у ребенка развита недостаточно, так как процессы роста не предусматривают жировых отложений. Эта особенность дает почву для развития диатезов и судорог при лихорадочных состояниях.

В первые годы жизни нервно-мышечная система ребенка находится в состоянии гипертонуса, поэтому у малыша определяются сухожильные рефлексы, которые у взрослого считаются патологическими. Это также анатомо-физиологические особенности детей, которые не следует путать с заболеваниями нервной системы.

Пищеварительная система совершенствуется в течение нескольких лет. При питании ребенка учитывается способность желудочно-кишечного тракта к перевариванию тех или иных продуктов. Только прорезывания всех зубов свидетельствует о готовности к приему в пищу «взрослых» продуктов, которые требуют достаточного количества желчного сока и пищеварительных ферментов.

Возрастные анатомо-физиологические особенности детей

Возраст детей подразделяется на отдельные периоды жизни, и каждый из них имеет свои особенности, как в анатомии, так и в физиологии:

  • Младенчество (с рождения до одного года жизни). Наибольший интерес представляет развитие нервной системы, в частности, зрительного анализатора. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей таковы, что после рождения до второй недели жизни ребенок видит все предметы в перевернутом состоянии. Поэтому взгляд новорожденного «плавающий», так как ребенку сложно сфокусировать зрение, «сопоставить» внешнюю картинку со зрительным анализатором высшей нервной системы;
  • Ранний детский возраст (1-3 года). В этот период анатомо-физиологические особенности детей заключаются в изменении внутренней среды организма. Показатели анализов крови и мочи приводятся ближе к взрослым нормам. Начинают функционировать железы внутренней секреции. В этом возрасте определяются черты характера человека и врожденные заболевания;
  • Подростковый период. Анатомо-физиологические особенности детей в это время наиболее выражены в появлении вторичных половых признаков. Этот возраст характеризуется формированием абстрактного и аналитического мышления.

При оказании медицинской помощи всегда учитываются анатомо-физиологические особенности детей, используются совершенно иные подходы, инструменты и лекарственные средства.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста

Общие закономерности развития

Организм ребенка на разных этапах развития отличается разными анатомо-физиологическими особенностями.

При организации жизни детей и проведении оздоровительно-воспитательной работы необходимо знать как общие закономерности процесса развития детского организма, так и конкретные особенности каждого возрастного периода. В педиатрии принято деление на периоды по схеме Н. П. Гундобина.

В раннем детстве различают следующие возрастные периоды:

  1. Период внутриутробного развития. Продолжается он 10 лунных месяцев — 270 дней и проходит две фазы: а) фазу эмбрионального развития (первые 1 1/2 — 2 мес от периода зачатия), б) фазу плацентарного развития (с 3-го по 10-й месяц) — формирование плода.
  • Период новорожденности. Начинается с момента отделения плода от матери и длится 3 — 4 нед, в течение которых организм ребенка приспосабливается к условиям внутриутробного существования.
  • Период грудного возраста, заканчивающийся к концу 1-го года жизни.
  • Период молочных зубов. Охватывает возраст от 1 года до 7 лет и делится в свою очередь на два периода: преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет) и дошкольный (от 3 до 7 лет).

  • Руководство для врачей домов ребёнка ,
    Л.В. Дружинина

    Из основных биологических закономерностей в процессе развития организма ребенка можно отметить: Гетерохронность, т. е. неравномерность в развитии и созревании отдельных органов и систем. Потребность в двигательной активности. Наличие так называемых критических периодов, когда организм наиболее чувствителен к неблагоприятным воздействиям. Особенности периода раннего детства, его специфические черты. Гетерохронность развития.

    Роль двигательной активности в развитии организма можно проследить, начиная с внутриутробного периода. После имплантации оплодотворенной яйцеклетки в стенку матки зародыш начинает производить колебательные движения, стимулирующие его рост и развитие плацентарной ткани. Родившийся здоровым новорожденный способен к общей некоординированной мышечной деятельности. Эта двигательная активность при правильных воспитательных воздействиях.

    На 3-м году жизни особенно ранима психика ребенка. Это проявляется в более выраженных реакциях на изменение условий жизни или неадекватные педагогические воздействия. Период раннего детства имеет свои специфические черты. Первая — это чрезвычайно быстрый темп развития всех органов и систем. К моменту рождения ребенка они еще полностью не сформированы; морфологическое и функциональное развитие продолжается во всех периодах детства;.

    Созревание и развитие функциональных систем и их интегрированная деятельность происходят под влиянием регулирующей функции мозга, особенно его корковых структур. Но для осуществления этой регуляции в свою очередь требуется определенная функциональная активность мозга, которая достигается главным образом за счет притока информации из внешней среды и проявляется в развитии функции мышления. Гипотрофия, подверженность заболеваниям.

    Кожа выполняет многообразные функции: рецепторную, защитную, выделительную, секреторную, обменную, терморегулирующую, дыхательную. Нервный аппарат кожи ребенка раннего возраста (кожные рецепторы) недостаточно развит и функции кожи во многих отношениях еще несовершенны. Кожа ребенка снабжена множеством сосудов, отличается повышенным содержанием влаги, имеет хорошо развитую подкожно-жировую клетчатку. Анатомической особенностью.

    Подкожный жировой слой ребенка способствует сохранению тепла в организме и служит запасом питательного материала. Подкожный жировой слой развит не во все периоды развития одинаково: у новорожденного он хорошо развит на щеках, бедрах, голенях, плечах, предплечьях, слабее на животе. В дальнейшем жировой слой увеличивается быстрее всего на лице; к полугоду он достигает наибольшего развития, после чего отложение жира на некоторое время.

    Характерной особенностью черепа у детей грудного возраста является наличие родничков. Их 4: большой, малый и два боковых. Большинство детей рождается с закрытыми боковыми и малым родничками. Малый родничок, если он открыт, закрывается до 3-го месяца жизни, большой — к 12 — 16 мес. Наиболее интенсивный рост черепа происходит в течение 1-го года жизни; рост продолжается в довольно быстром темпе до 4 лет, а затем значительно замедляется.

    Мышцы у ребенка слабые; постепенно их сила увеличивается в большей степени у мальчиков. К 3 годам развитие мышечной системы не заканчивается, хотя ребенок при соответствующем воспитании способен осуществлять достаточно большой набор сложных двигательных актов. Высокая двигательная активность — физиологическая потребность ребенка, особенно в раннем возрасте. Система органов дыхания грудного ребенка имеет морфологические особенности.

    Легкие ребенка до рождения находятся в спавшемся состоянии. После рождения происходит увеличение объема легких и дифференцирование легочной ткани. В раннем возрасте легкие богаты соединительной тканью, обильно снабжены кровеносными сосудами; капилляры и лимфатические щели широкие, эластическая ткань развита слабо. Поэтому у детей в этом возрасте легкие менее воздушны и эластичны, более плотны и полнокровны. Это облегчает развитие.

    После рождения интенсивно идет морфофункциональное изменение сердечно-сосудистой системы. С перевязкой пуповины прекращается плацентарное кровообращение и начинается функционирование малого круга кровообращения. Поступление крови из легочного ствола в аорту прекращается, постепенно зарастает артериальный (боталлов) проток.При повышении давления в левом предсердии закрывается клапан овального отверстия и полностью прекращается.

    Артериальное давление у детей ниже, чем у взрослых вследствие большей ширины просвета сосудов, большей податливости сосудистой стенки и меньшей нагнетательной способности сердца. У новорожденного артериальное давление в среднем составляет 70 — 74 мм рт. ст. к году оно достигает 80 — 85 мм рт. ст. Особенно значительно артериальное давление повышается в первые 2 года жизни. В раннем возрасте артериальное давление отличается большой.

    Полная замена фетального гемоглобина происходит в первые 3 мес жизни. Постепенно уменьшается и число эритроцитов. Для морфологического состава крови детей 1-го года жизни характерны широкие индивидуальные колебания. Лимфатическая система состоит из лимфатических узлов, лимфоидных фолликулов и диффузных скоплений лимфоидной ткани, которая встречается во всех видах соединительной ткани слизистых оболочек и стромы желез. У плода лимфатические.

    Источники: http://www.sweli.ru/deti/zdorove/detskie-bolezni/anatomo-fiziologicheskie-osobennosti-detey.html, http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/7794-anatomo-fiziologicheskie-osobennosti-detej.php, http://www.kelechek.ru/rukovodstvo_dlya_vrachey_domov_rebnka/anatomo-fiziologicheskie_osobennosti_detey_r/

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения




    Избранные статьи

    Летний лагерь подготовка к школе

    Ребёнок это не далее...

    Презентация любознательность детей старшего дошкольного возраста

    1 Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста посредством далее...

    Режим питания полуторамесячного ребенка

    Ребенок начинает познавать окружающий мир с первых дней далее...

    Популярные статьи