Главная » Дети дошкольного возраста

Зрительное восприятие детей дошкольного возраста

Психология

Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста, имеющих ЗПР

Это интересно: Адаптация в педагогике

Особенности восприятия детей с ЗПР обусловлены нарушением функции поиска; если ребёнку заранее неизвестно, где находится нужный предмет, ему бывает трудно его обнаружить. Это объясняется тем, что замедленность опознания не позволяет ребёнку быстро обследовать непосредственно окружающую его действительность. Особо следует отметить недостатки пространственного восприятия, которое формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это в взаимодействие складывается у детей с ЗПР с запозданием и долго оказывается неполноценным.

Существенным недостатком восприятия у этих детей является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «несхваченными», как бы невидимыми. Ребёнок с задержкой психического развития воспринимает за определённое время меньший объём материала, чем его нормально развивающийся сверстник.

Различия между детьми с задержкой психического развития и их, нормально развивающихся сверстников становится всё более выраженным по мере усложнения объектов и ухудшения условий восприятия.

Скорость восприятия у детей с задержкой психического развития становится заметно ниже нормальной для данного возраста фактически при любом отклонении от оптимальных условий. Такое действие оказывают малая освещённость, поворот предмета под непривычным углом, наличие по соседству других аналогичных предметов. Эти особенности были отчётливо выявлены в исследовании, проведённым П.Б Шамным.

Если на ребёнка с задержкой психического развития одновременно действуют несколько факторов, затрудняющих восприятие, то результата оказывается значительно худшим, чем это можно было предположить, исходя из их независимого действия. Правда, взаимодействие неблагоприятных условий имеет место и в норме, но оно не столь значительно.

Особенности восприятия детей с задержкой психического развития обусловлены также и нарушением функции поиска. Если ребёнку заранее неизвестно, где находится нужный предмет, ему бывает трудно его обнаружить. Это отчасти отмечается тем, что замедленность опознавания не позволяет ребёнку быстро обследовать непосредственно окружающее его пространство. Сказывается также отсутствие методичности поиска.

Имеются также данные, указывающие на то, что дети с задержкой психического развития испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Замедленность процессов восприятия, несомненно, должна учитываться при обучении детей с ЗПР (при объяснении материала, показе картинок и т.д.).

Таким образом, зрительное восприятие, оставаясь управляемым, осмысленным, интеллектуальным процессом, опираясь на использование фиксированных в культуре способов и средств, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности. Без сомнения дети с ЗПР, имея низкий уровень развития восприятия, нуждаются в коррекционной работе, которая требует привлечения разнообразных приёмов и методов.

Оставьте свой комментарий:

Аня
Восприятие: Причины нарушенного восприятия у детей с ЗПР: 1. При ЗПР нарушена интегративная деятельность коры головного мозга, больших полушарий и, как следствие, нарушена координированная работа различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы, что ведет к нарушению системных механизмов восприятия. 2. Недостатки внимания у детей с ЗПР. 3. Недоразвитие ориентировочно-исследовательской деятельности в первые годы жизни и, как следствие, ребенок недополучает полноценного практического опыта, необходимого для развития его восприятия. Особенности восприятия: #168; Недостаточная полнота и точность восприятия связана с нарушением внимания, механизмов произвольности. #168; Недостаточная целенаправленность и организованность внимания. #168; Замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия. Ребенку с ЗПР требуется больше времени, чем нормальному ребенку. #168; Низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».). #168; Снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно. #168; Наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер – зрительное восприятие, зрительно-моторная координация. Задача дефектолога заключается в том, чтобы помогать ребенку с ЗПР упорядочить процессы восприятия и учить воспроизводить предмет целенаправленно. На первом учебном году обучения взрослый руководит восприятием ребенка на занятии, в более старшем возрасте детям предлагается план их действий. Для развития восприятия материал детям предлагается в виде схем, цветных фишек.

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Раскладывает последовательные картинки по порядку (по сюжету)

Зрительное восприятие – совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира, зрительных систем.
Представление о зрительном восприятии как о сложном системном акте базируется на теории функциональных систем П.К. Анохина, теории психофизиологических основ психических процессов Б.М. Теплова и Е.Н. Соколова, теории развития высших психических функций Л.С. Выготского, теории единства обучения и психического развития ребенка П.П. Блонского и В.В. Давыдова, теории деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, теории системной организации психических процессов Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова. В соответствии с этими теориями зрительное восприятие рассматривается как процесс, включающий аттенционные (внимание), мнемонические (память), мыслительные, эмоциональные и другие компоненты. Несмотря на существование различных понятий зрительного восприятия можно выделить одно зрительное восприятие - сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию.

Зрительный анализатор.

Анатомо-физиологической основой ЗВ является зрительный анализатор.

Анатомическое строение зрительного анализатора: периферический отдел, проводниковый, центральный отдел. Функции (физиологическая основа):

1.бинокулярное зрение – способность глаза сливать изображения от каждого глаза единое целое, формируется к 2-м годам, совмещается к 8-12 г. а)благодаря его наличию человек видит предметы объемными и рельефными; б)воспринимает предмет и его части удаленно. Проверяется разбиением изображения на части: 1 глазу 1, другому 2-ое, Rt – единое изображение. 2.стереоскопическое зрение – высшее проявление бинокулярного зрения, глубинное зрение ; 3.периферическое зрение (поле зрения, ночное) – все пространство, одновременно воспринимаемое одним глазом (кол-во предметов, которые человек видит справа/слева от себя, в то время как взгляд направлен вперед). Может быть суженным в разнообразных вариантах по величине и направлению(зависит от степени и места поражения глазного дна/зрительных путей и центра в г.м).

Возрастные особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста.

Младенчество: реакция на свет, формирование прослеживающих движений глаз, формирование зрительного сосредоточения, фиксация предмета, цветовосприятие, бинокулярная фиксация, зрительное восприятие формы и величины.

Ранний возраст: взаимосвязь с развитием предметной деятельности и речью, узнавание предметов по форме и величине, в процессе из хватания и манипулирования с ними, переход к зрительной ориентировке.

Дошкольный возраст: усвоение системы сенсорных эталонов, выделение свойств и отношений объектов с помощью перцептивных действий, обобщение на основе выделенного свойства, определение места предмета или признака в ряду других, пространственная ориентировка на основе пространственных свойств и отношений предметов, развитие целостного восприятия.

О НАС
Для чего мы сделали это?

Нам некогда искать нужную информацио о детях на разных сайтах. Мы ценим свое и ваше время.

Мы решили собрать на Logoped-forum.ru лучших специалистов, у которых занимались наши дети, дети наших знакомых, и рекомендованных нашими посетителями. А также создать странички где можно не только прочитать полезное о детях, но и пообщаться родителям со специалистами, обсудить проблемы своих детей. Добро пожаловать на Logoped-forum.ru.

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста с помощью специальных игр и упражнений

Беседа, тестовые задания, дидактические игры, заключение офтальмолога

Для всесторонней помощи детям с#xa0;нарушением зрения необходимо создать все необходимые условия для развития их зрительных функций.

Процесс формирования качества концентрации, устойчивости и#xa0;переключения внимания, зрительного поиска, цветоразличения, развития бинокулярного зрения и#xa0;глазодвигательных функций реализуется с#xa0;помощью различного дидактического материала, используемого на коррекционных занятиях тифлопедагога и#xa0;системы специально подобранных игр и#xa0;упражнений на развитие всех зрительных функций.

Игры и#xa0;упражнения на развитие зрительного внимания, поиска и#xa0;бинокулярного зрения:

  1. «Что находится на картине близко от тебя, подальше, очень далеко. Одинаковые ли эти предметы по величине и#xa0;почему»;
  2. «Составь целое из частей»;
  3. «Обведи по контуру и#xa0;раскрась»;

  1. «Найди одинаковые предметы по одному, двум, трем признакам (цвету, форме, величине)»;
  2. «Посмотри на свой палец, а#xa0;потом в#xa0;окно (на самый дальний угол комнаты) в#xa0;течение 10 сек.»;

  1. «Узнай предмет по контуру и#xa0;силуэту»;
  2. «Попади в#xa0;цель»;

  1. «Проведи ровную линию карандашом по центру дороги».

Игры и#xa0;упражнения на развитие глазодвигательных функций и#xa0;расширение поля зрения:

  1. «Пройди по лабиринту»;
  2. «Назови предметы справа-слева, сверху-снизу, не поворачивая головы»;

  1. «Проследи взором за движением лучика фонаря»;
  2. «Найди на картинке заданный объект»;

  1. «Нарисуй глазами круг по часовой и#xa0;против часовой стрелки»;
  2. «Что дальше, что ближе (на картине, в#xa0;помещении и#xa0;на улице)» [9, с. 138].

Игры на развитие цветовосприятия и#xa0;цветоразличения:

  1. «Составь цвета радуги по порядку»;
  2. «Что неправильно раскрасил художник на картине?»;

  1. «Выложи цветоряд от самого светлого до самого темного»;

  1. «Найди все предметы одинакового цвета в#xa0;окружающем пространстве»;
  2. «Смешай цвета и#xa0;получи новый»;
  3. «Найди все тона одного цвета»;

  1. «Собери букет холодных и#xa0;теплых тонов».

Зрительное восприятие зависит от зрительных функциональных возможностей, сенсорного опыта детей и#xa0;личностных качеств. На коррекционных занятиях задания носят игровой характер. Необходимо соблюдать последовательность в#xa0;усвоении сенсорных эталонов и#xa0;связей между ними внутри каждой системы и#xa0;затем между системами (образец, поиск эталона, узнавание, называние объекта и#xa0;его свойств, соотношение, локализация, обобщение, классификация и#xa0;использование в#xa0;деятельности).

Все это включается в#xa0;выполнение простых заданий и#xa0;с усложнением, с#xa0;использованием зрения и#xa0;осязания. Это увеличение числа вариантов (формы, цвета, размера, фактуры, расположения объектов) с#xa0;работой по карточкам. Дидактические игры и#xa0;упражнения способствуют приобретению информации о#xa0;различных пространственных объектах окружающей среды, о#xa0;направлениях и#xa0;расстояниях; а#xa0;также развивают ориентировку в#xa0;микропространстве и#xa0;умение изменять положение объектов на 90, 180 градусов.

В результате такой коррекционно-развивающей работы наблюдается существенное улучшение всех зрительных функций у#xa0;детей с#xa0;различными нарушениями зрения, развивается зрительное внимание и#xa0;поиск, а#xa0;также все познавательные и#xa0;психические процессы ребенка.

  1. #xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0; Дружинина#xa0;Л.#xa0;А.#xa0;Коррекционная работа в#xa0;детском саду для детей с#xa0;нарушением зрения: Методическое пособие.#xa0;— М. Издательство «Экзамен», 2006.#xa0;— 159 с.;
  2. #xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0; Ермаков#xa0;В.#xa0;П. Якунин#xa0;Г.#xa0;А.#xa0;Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и#xa0;воспитание детей с#xa0;нарушениями зрения.#xa0;— М. Гуманит. изд. Центр Владос, 2000.#xa0;— 240 с.
  3. #xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0; Жохов#xa0;В.#xa0;П. Кормакова#xa0;И.#xa0;А. Плаксина#xa0;Л.#xa0;И.#xa0;Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и#xa0;амблиопией: Методическое пособие.#xa0;— М. Всероссийское общество слепых, 1989.#xa0;— 54с.;
  4. #xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0; Малева#xa0;З.#xa0;П.#xa0;Подготовка детей дошкольного возраста с#xa0;нарушением зрения к#xa0;плеопто-ортоптическому лечению.#xa0;— М. Парадигма, 2009.#xa0;— 127 с.;
  5. #xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0; Никулина#xa0;Г.#xa0;В.#xa0;Охраняем и#xa0;развиваем зрение. С-Пб. «Детство-Пресс», 2002.#xa0;— 128 с.;
  6. #xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0; Новые подходы в#xa0;коррекционной работе с#xa0;детьми, имеющими нарушения зрения. Под ред. Т.#xa0;А.#xa0;Тюхалкина.#xa0;— Горький, 1989.#xa0;— 88 с.;
  7. #xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0; Обучение и#xa0;коррекция развития дошкольников с#xa0;нарушенным зрением / Методическое пособие.#xa0;— С-Пб. «Образование», 1995.#xa0;— 46 с.;
  8. #xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0; Плаксина#xa0;Л.#xa0;И. Григорян#xa0;Л.#xa0;А.#xa0;Содержание медико-педагогической помощи в#xa0;дошкольном учреждении для детей с#xa0;нарушением зрения.#xa0;— М. Издательство Город», 1998.#xa0;— 56 с.;
  9. #xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с#xa0;нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в#xa0;детском саду / Под ред. Л.#xa0;И.#xa0;Плаксиной.#xa0;— М. Издательство «Экзамен», 2003.#xa0;— 256 с.

Похожие статьи

Источники: http://special.psypublica.ru/6/195.htm, http://logoped-forum.ru/normy-razvitiya-rebenka/zritelnoe-vospriyatie/, http://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9183/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения




Избранные статьи

Коррекция произносительной стороны речи дошкольников

Сущность и причины нарушения речи, теоретические далее...

Загадки детей 5 животные

Подборка увлекательных и отличных далее...

2 Месяца ребенку поздравления родителям в прозе

Пусть ангелы-спасителиХранят вашу малышку,А строгие родителиБранят ее далее...

Популярные статьи